Город Задонск- центр православия и отдыха ЦФО Задо́нск — город (с 25 сентября 1779) в России, административный центр Задонского района Липецкой области. Задонск расположен в
пределах Среднерусской возвышенности в живописной местности на левом
берегу реки Дон, при магистральной
автодороге «Дон» федерального
значения (Ростов-на-Дону — Москва). В 60 км от Липецка. Население — 10,5 тыс. чел. (2009).
До 1779 года на месте Задонска располагалась слобода Тешевка,
названная по реке Тешевка, впадающей в городской черте в реку Дон. Возникает как слобода Тешевка при основанном около 1610 года
Тешевском (позднее Задонском) Богородицком монастыре. Впервые
упоминается в платежных книгах Засосенского стана Елецкого уезда 7123
(1615) г. : «За монастырем, под Тешевским лесом, слободка Тешевская на
речке Тешевке на верхах».
Основание монастырю положили выходцы из московского Сретенского
монастыря монахи Кирилл и Герасим, принесшие сюда список с Владимирской
иконы Божией Матери, впоследствии прославившийся как чудотворный. В 1769 году в монастыре поселился ушедший в отставку по состоянию
здоровья епископ воронежский Тихон (Тимофей Савельевич Соколовский) —
знаменитый иерарх и духовный писатель. В Задонске были написаны его
главные духовные сочинения «Истинное христианство», «Письма келейные»,
«Сокровище духовное, от мира собираемое» и др. В 1861 году Тихон Задонский был причислен к лику святых.
В 1779 году Задонская слобода при образовании
Воронежского наместничества была преобразована в уездный город Задо́нск
по местоположению за р. Доном относительно столицы России —
Санкт-Петербурга. Первоначальное, по имперскому указу, наименование
города было «Задонской». В более краткое «Задонск» оно
трансформировалось в ходе употребления.
21 сентября 1781 года, согласно высочайше утвержденному докладу Сената «Об
утверждении гербов городам Воронежского Наместничества», Задонску был
дан герб. Им стала «за Доном рекою построенная башня в серебряном поле,
означающая подлинное положение сего города».
19 марта 1782 года высочайше утвержден был Генеральный план застройки
Задонска, согласно которому в дальнейшем и формировался архитектурный
облик города.
13 августа 1861 года в Задонске произошло событие сделавшее город одним из
православных центров России — открытие святых мощей святителя Тихона Задонского. Большое количество
паломников со всей России стали основой городской экономики,
ориентированной на обслуживание приезжих. В XIX веке в Задонске жил юродивый Антоний Монкин.
В конце XIX — XX
веков в городе действовало несколько небольших предприятий — 2
мельницы, салотопленный и воскобойный заводы, несколько
черепично-кирпичных производств и филиал Елецкой табачной фабрики. В
городе действовали несколько учебных заведений для получения среднего
образования: Школа ремесленных учеников, Высшее начальное училище,
Уездное духовное училище, Задонская женская гимназия.
C Задонском и Задонским уездом связана жизнь известного военачальника
и государственного деятеля, генерала Н. Н. Муравьёва-Карского
(похоронен в Задонске) — брата декабриста А. Н. Муравьёва.
27 сентября 1937 года Задонск и Задонский район вошли в
состав образованной Орловской области.
Во время Великой отечественной войны,
город дважды подвергался налетам немецкой авиации.
В 1954 году Задонский район из Орловской области перешел в состав
новосозданной Липецкой области.
В 1974 году в Задонске построили Дом культуры на 600
мест.
В 2000 году вокруг Задонска была построена объездная
дорога. До этого весь большегрузный транспорт, идущий по федеральной
трассе «Дон», проезжал через этот небольшой город. В 2010 году будет отпраздновано 400 летие Рождество-Богородицкого мужского монастыря Построение новой
теплой церкви во имя Рождества Богородицы и монастырских
зданий Задонский монастырь в том
состоянии, в котором он находился до открытия мощей
Святителя
Тихона, оказался по своему материальному устройству
неудовлетворительным как для притекающих богомольцев, так и
для
умножившейся братии. Вследствие этого отец-настоятель
монастыря
архимандрит Димитрий, испросив рапортом разрешение
епархиального
начальства, в твердом уповании на невидимое содействие
Святителя
Тихона, без отлагательства приступил к многосложному и
трудному
делу, и благодаря неусыпной заботе отца-настоятеля прежние
здания
были приведены в течение лета 1862 года в хорошее состояние.
Теплая церковь, построенная в 1834
году и в
прежнее время мало соответствовшая заведенному в обители
торжественному богослужению, тем более по открытии святых
мощей
Святителя Тихона, при многочисленном стечении богомольцев в
монастырь казалась уже совершенно непригодной. По ветхости
же своей
она сделалась даже весьма опасной: деревянный свод ее
угрожал
разрушением. Вследствие этой необходимости с наступлением
весны 1862
года с 25 апреля в обители начались различные работы:
земляные,
кузнечные, плотничьи, столярные, иконописные, живописные и
т. д. В
то же время стали разбирать прежнюю теплую церковь и вокруг
нее
возводить новую. К августу новый теплый храм был почти готов
внутри
и снаружи. В течение августа были настланы полы и установлен
иконостас.
По внешнему фасаду храм этот был
приведен в
соответствие с летней Владимирской церковью. Наружные стены
отштукатурены и окрашены голубою краскою, кругом окна
полуциркулярные, а с западной и боковых сторон стены
украшены
фронтонами. Средний алтарь обрисовывался полуциркулем; крыша
на
храме была железная, окрашенная зеленою краскою; на крыше
было
устроено пять глав, которые были покрыты белой английской
жестью.
Западные двери по сторонам были украшены живописными
изображениями
Святителей: Митрофана, первого епископа Воронежского, и
Тихона,
епископа Задонского, - благословляющие. Внутренность храма
оштукатурена была под мрамор, несмотря на свою обширность,
при
легкости трех сводов и по обилию света вся была открыта
зрению до
самого иконостаса. Иконы главного храма были выполнены
художником,
академиком П. В. Васильевым.
28, 29 и 30 октября 1862 года
высокопреосвященный Иосиф, архиепископ Воронежский, в
молитвенном
присутствии многих тысяч богомольцев торжественно освятил
все три
престола, из которых средний - в честь Рождества Пресвятой
Богородицы и Тихвинской ее иконы, правый - во имя Святителей
Антония
и Феодосия Печерских, и левый - во имя Святителей Митрофана
Воронежского и Тихона Задонского. 1 ноября 1862 года в этот
храм с
подобающей честью были перенесены из собора летнего
высокопреосвященным Иосифом мощи святого угодника Божия -
Тихони.
В этом храме, в иконостасе
находилась
замечательная местная икона Спасителя, сидящего на престоле,
с
предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечею. Образ был
написан
на доске корсунской иконописью, в сребро-позолоченной ризе;
принадлежал он некогда схимонаху Митрофану, который по
совету
Святителя Тихона, признавшего в этом образе исходившую силу
чудотворений благодатных, отдал его в монастырь, и тогда же
образ
был поставлен в иконостас прежней соборной Владимирской
церкви как в
более подходящее место для сохранения такой целебной
святыни.
Особым уважением также пользовалась
икона
Святителя Николая Мирликийского, находящаяся в киоте, на
левой
стороне от входа у второй колонны, поддерживающей церковный
свод.
Здесь же на левой стороне, между
колоннами,
поддерживающими церковный свод, на прежнем месте, где стоял
гроб
Святителя Тихона по обретении его, - стояла на возвышении
под
скромным деревянным балдахином серебряная рака, устроенная
заботливостью архимандрита Димитрия в 1863 году из прежде
бывшего
надгробия, пожертвованного покойною блаженной памяти А. А.
Орловою-Чесменскою. В эту раку ежегодно вкладывали святые
мощи
Святителя Тихона по перенесении их из летней церкви в данный
теплый
храм, где и пребывали они с 5 октября по 1 мая; при этом
сюда же
приносилась и чудотворная икона Владимирской Божией Матери,
которая
находилась в особо обустроенном киоте за правым клиросом. С 1
мая
весною святые мощи и чудотворная икона Владычицы с
торжественностью
переносились обратно в главный летний Владимирский собор.
Вслед за построением теплого
Богородичного
храма появилась необходимость улучшить и другие монастырские
здания.
На южной стороне монастыря был
построен
двухэтажный каменный братский корпус на месте прежнего
полуразрушенного. В нижнем этаже корпуса были помещены
просфорня с
келиями для просфорников, чуланами, магазином для продажи
просфор,
братская кухня и все прочие необходимые пристройки. В
верхнем этаже
от Вознесенской церкви была устроена братская трапезная,
которая
аркой, пробитой в западной стене церкви, была соединена с
ней,
образуя таким образом обширный теплый храм. После
перестройки
данного корпуса монастырская братия приступила к
возобновлению храма
Вознесения Господня, первоначально построенного в 1817 году.
Этот
храм был весьма тесный, поэтому с восточной стороны алтарь
был
распространен во все пространство разобранной прежде
усыпальницы,
так называемой Митрофановской часовни, где были погребены
старцы
обители; был устроен новый иконостас, в котором все иконы
были
весьма высокой художественной ценности - в
церковно-византийском
вкусе. В усыпальнице был поставлен святой престол, на
котором
ежедневно совершалась святая бескровная жертва, и был
устроен из
храма вход в усыпальницу, куда после каждой литургии
отправлялись
для отправления заупокойной литии по почивающим в ней
благочестивым
старцам. В этой усыпальнице находились: 1. Схимонах
Митрофан,
уроженец города Ельца, из купеческой фамилии Галощановых -
друг,
собеседник и сподвижник Святителя Тихона, скончался 27
февраля 1793
года. В сочинениях Святителя Тихона помещены пять писем,
которые
свидетельствуют о душевной преданности Святителя к этому
старцу. 2.
Георгий Алексеевич Машурин - из дворян. Из любви к
безмятежному
житию пребывал в затворе 17 лет; тайно пострижен в
монашество и
наречен Стратоником. Скончался 25 мая 1836 года. 3. Старица
Елфимия
Попова. Из одноверцев. Провела девственную жизнь свою в
строгом
воздержании, живя в городе Задонске. Скончалась 15 января
1860 года,
имея 110 лет от рождения. 4. Игумен Евфимий II (в схиме
Евсевий).
Гроб его был обретен с нетленным телом в 1846 году;
скончался в 1740
году. 5. Иеросхимонах Нафанаил. Из дворян. Находился в
затворе 15
лет, постоянно строгий к самому себе и любвеобильный ко всем
другим.
Был в должности казначея монастыря. Скончался 30 июня 1849
года. 6.
Иеросхимонах Агапид, в миру Алексей, родился в 1750 году в
селе
Борках, Задонского уезда, от священника отца Феодора
Болховитинова,
скончавшегося в Задонском монастыре в сане иеромонаха
Феофана.
Алексей получил первоначальное образование в воронежской
семинарии.
В монастырь поступил в 18 лет. 3 года был келейником
преосвященного
Тихона. Этот строгий подвижник 3/4 жизни подвизался в
монашестве - в
схиме 25 лет, в затворе более 8 лет. Скончался 17 сентября
1825 года
на 75-м году жизни от рождения. 7. Иеросхимонах Авраамий. Из
купцов.
Был духовником всей братии. Скончался в 1852 году 19 июля на
92-м
году жизни. 8. Антоний Алексеевич, Христа ради юродивый.
Скончался
29 сентября 1851 года на 121-м году жизни. Из крестьян
помещицы С.
А. Разумовой, села Клинового, Задонского уезда.
Задонская обитель, находящаяся под
благодатным заступничеством Пресвятой Девы и угодника Божия
Святителя, кроме этих мужей, имела также множество других
угодников
Божиих. В ней благотворно всегда веял дух подвижничества
христианского от древних времен и по настоящее время. До
революции
на монастырском кладбище было похоронено множество известных
лиц.
Кладбище это занимало третью часть монастырского двора и
группировалось по разноформным памятникам, напоминающим
место
погребения в вере скончавшихся. Все они теснились около
величественного монастырского собора, а некоторые находились
возле
его самых стен. Между погребенными здесь находились лица,
имена
которых были славны в отечественной истории. Так, с
восточной
стороны находилась могила генерал-адъютанта Николая
Николаевича
Муравьева, скончавшегося 23 октября 1866 года, надпись на
его могиле
была следующая: "Начал военное поприще Отечественной войной
1812
года, кончил Восточною 1856 года под Карсом". В другой
могиле был
похоронен наместник Задонского монастыря иеромонах
Варсонофий,
который скончался 25 мая 1861 года. Была там и могила
купчихи М. И.
Стрельцовой, скончавшейся в 1861 году, а также могила князя
Г. А.
Волконского, скончавшегося в 1859 году. В северной стороне
были
похоронены купец Иоанн Евдокимов, Забелин и Бойцов,
скончавшиеся в
1834 году, княжна Екатерина Александровна Гагарина,
Ивпраксия
Николаевна Тюменева, находилась там также и могила девицы
Марии
Андриановны Албычевой, которая скончалась 20 июля 1809 года
по пути
на богомолье в Задонский монастырь в доме племянника Алексея
Зыбина
в селе Александровка. С южной стороны был похоронен поручик
Петр
Федорович Емельянов, титулярная советница Феофания
Алексеевна
Целиковская, титулярный советник Лев Саввич Целиковский,
надворная
советница Агния Николаевна Бехтеева, боярин штабс-рот-мистр
Александр Федорович Новиков, тульская мещанка девица Анисия
Захаровна Кудинова, купеческая жена Людмила Никитична
Клементова,
подполковник и кавалер Семен Константинович Предоевич, жена
помещика
Ивана Николаевича Лермонтова Мария Николаевна, супруга
капитан-командира Сенявина Капитолина Ивановна, княжна Анна
Васильевна Когушева, Аграфена Дмитриевна Семенова и ее дочь
коллежская советница Параскева Петровна Ми-лонова, бригадир
граф
Стефан Федорович Толстов, губернский секретарь Василий
Тимофеевич
Бородин, помещик Андрей Васильевич Бородин, генерал-майор
Василий
Федорович Буюров, девица Глафира Петрова, девица Евдокия
Федоровна
Румянцева, поручик Герасим Афанасьев, пра-порщица Анна
Петровна
Рахманина, поручик Павел Николаевич Хрущев, задонский купец
Алексей
Кириллович Исаев, Александра Ивановна Доброклонская,
урожденная
княжна Гагарина. В нижнем этаже нового храма находилась
усыпальница
архиепископа Антония I Соколова, скончавшегося в 1827 году
29 марта.
У ног архипастыря почивают три задонских иеромонаха: Василий
Индифум, прекрасный певец псалмов Давида, который скончался 5
декабря 1858 года; Нафанаил благоговейный иерей,
скончавшийся в 1860
году 17 февраля; Венедикт, исполняющий должность
благочинного и
ризничного монастыря, скончался в 1868 году 11 апреля.
Немного ниже
было погребено под мраморным памятником тело Задонского
иеромонаха
Тихона Парузина, купеческого сына города Зубцова Тверской
губернии,
скончался в 1864 году 9 октября. Тут же покоились
современные
сподвижники Святителя-Тихона: монах Феофан, родом из
поселян,
неграмотный, за простодушие и трудолюбие был любим
Святителем
Тихоном. Скончался на 70-м году жизни и где был погребен
неизвестно,
память о нем хранится по преданию; монах Аарон, тоже любимый
Святителем Тихоном, похоронен возле прежней большой
(сломанной)
церкви с южной стороны при входе. Инок Никандр. Сын
задонского
помещика села Ксизова Алексея Бехтеева. Оставив в чине
поручика
военную службу, вступил в Задонский монастырь. Начало
монашеского
жития изучал под руководством Святителя Тихона и схимонаха
Митрофана. Скончался в 1816 году и был погребен возле южных
дверей
прежней большой церкви.
С западной стороны соборного храма,
слева от
колокольни, возле стены находились могилы, где почивали
меньшие
монастырские братии. Среди них находился и раб Божий Иоанн
Алексеевич Богомолов. Магистр богословских наук
Санкт-Петербургской
академии, один из самых способных профессоров воронежской
семинарии,
скончался 18 ноября 1859 года.
Таков был общий вид монастырского
кладбища.
Но с 1865 года данное кладбище уже подразделялось на два
места:
внутри монастыря хоронили некоторых достойнейших из братии и
благотворителей, некоторых - на вновь учрежденном кладбище,
находящемся в 6 верстах от города Задонска на бывшей
Семеновской
даче по Лебедянской дороге, с разрешения епархиального
начальства.
Там была построена деревянная трехпрестольная церковь, а
прекрасное
местоположение, чистая ключевая вода, раскинувшийся по
косогору лес
привлекали сюда многих посетителей. Богослужение в храме
совершалось
ежедневно. Возле северной стороны храма было построено
несколько
деревянных келий, где жило около 30 монахов. Жизнь здесь
была
безмолвная, основанная на правилах общежития. Но вернемся
снова к
монастырским постройкам. На северной стороне монастыря был
построен
каменный одноэтажный корпус, называвшийся прежде
архиерейским. В нем
находилось 24 кельи для братии. Для принятия же
преосвященных,
прибывающих в Задонск, в монастыре был специально возведен
второй
этаж симметрично южному двухэтажному корпусу. Парадная
лестница
разделяла северный корпус на две равные половины: правая
была
предназначена для преосвященных, а левая - для помещения
других
почетных посетителей. Все покои были просторны, светлы и
сухи.
Позади корпуса был пристроен небольшой каменный двухэтажный
флигель,
в низу которого находилась кухня, а наверху - просторный
зал, там же
помещалась живописная мастерская, учрежденная в 1861
году.
Внутри монастыря между старым
экономским
корпусом и иконною лавкой был вырыт и покрыт железным
навесом
колодец с чистою водой, который удовлетворял хозяйственные
потребности монастыря и был весьма удобен для пользования
богомольцев.
Из стоящей за теплой церковью
братской
трапезной и кухни, построенной архимандритом Серафимом в
1847 году,
была устроена больница на 36 коек со всеми удобствами. На
верхнем
этаже - для братии богомольцев среднего сословия мужского
пола, в
нижнем - для простого народа. Также там имелись отдельные
помещения
для смотрителя больницы, постоянного врача, двух фельдшеров и
прислуги, а также аптеки, лаборатории и больничной кухни.
Второй
этаж больницы был соединен теплым коридором и дверью с
алтарем
теплой церкви в южной стороне. Сделано это было для того,
чтобы
самые маломощные из больных не были лишены утешения слышать
ежедневно божественную службу. Выздоравливающие дальние
странники,
имеющие нужду в материальном отношении, как то: в одежде,
денежном
пособии, получали от обители все потребное. Умирающих же
хоронили в
монастыре за свой счет и поминали по обряду святой церкви
третий,
девятый, двадцатый и сороковой день, а также в день кончины
по
прошествии года.
В северной стороне монастырской
гостиницы на
месте ограды в 1863 году был построен трехэтажный каменный
корпус
для духовного уездного училища. На втором и третьем этажах
этого
здания были устроены просторные залы для занятий
воспитанников
училища и несколько комнат для жилья наставников; внизу
находились
большая бурса, кухня и подвалы. Прежнее же училищное здание,
находящееся внутри монастыря в южном корпусе, по причине
неудобства
и тесноты помещений с разрешения епархиального начальства
было
предоставлено Задонскому монастырю. После этого в нем были
устроены
свечное заведение, на втором этаже - живописная, а на
третьем этаже
- келий для братии. За этим зданием, в башне, где была
прежде
столовая для казеннокоштных учеников, теперь была устроена
кузня.
В 1863 году начальство Задонского
монастыря
получило разрешение распространить странноприимный дом,
находящийся
в северной стороне, вне монастыря, и учредить в этом доме
для
странниц бесплатную больницу с малой церковью. Для этого был
построен большой двухэтажный каменный дом, и в нем устроена
женская
больница на 20 коек, а также 3 комнаты; все это находилось
под
наблюдением Задонского монастыря. В этом доме странные,
приходящие
богомольцы снабжались всем необходимым и нужным для их
жизни. В этом
же 1863 году в прибавление к странноприимнице монастырской
при
участии Богушевских был приобретен соседний деревянный дом с
землей
и надворными постройками.
Две угловые башни южная и северная
были уже
давно начаты архимандритом Досифеем; одна из них была
меньше, а
другая больше, что для внешнего вида обители составляло
некоторого
рода разночтения; вследствие этого в 1863 году обе башни
были
достроены с келейным помещением в каждой; купола были
покрыты белой
английской жестью.
В 1864 году деревянный корпус из-за
своей
ветхости был разрушен и на его месте был построен в три
этажа
каменный; в нем же верхний этаж предназначался для
библиотеки и
ризницы. Весь второй этаж занимал отец-настоятель; а третий
этаж был
оставлен под училище для круглых сирот и был рассчитан на 20
мальчиков разного звания, здесь же находились портная и
сапожная, в
которых сироты обучались данному мастерству. Там же
помещались
унтер-офицеры, служащие в раке Святителя Тихона.
Данный корпус был соединен теплою
галереей с
церковью Рождества Богородицы.
В 1865 году на месте
прежнего погребения
Тихона Задонского была устроена каменная часовня, внутри
которой над
могилой Святителя был поставлен его гроб, в котором
покоились его
нетленные мощи. Гроб этот стоял в церкви Рождества
Богородицы, на
крышке гроба видно изображение Святителя, как бы
напоминающее его
присутствие. До прославления Святителя Тихона, почившего под
сводом
алтаря прежней Владимирской церкви, богомольцами совершались
здесь
панихиды; а с прославлением Святителя благочестивыми
христианами
воспевалось здесь молебное пение новоявленному угоднику
Божию.
Внешний вид данной часовни напоминал полуциркулярный грот
или
пещеру; между двух фронтонов с передней стороны в 1856 году
был
поставлен чугунный памятник изящной работы, с позолоченным
крестом
наверху и образами Спасителя и Божией Матери, а также
фигурами с
надписью: "На сем месте, в бывшей под алтарем усыпальнице,
покоились
Святителя Христова Тихона I, епископа Воронежского и
Елецкого, со
дня блаженной кончины его 1783 года, августа 13 дня честные
его
мощи, кои при построении нового, ныне стоящего вместо
ветхого храма
в 1846 году мая 13 дня перенесены и поставлены в теплом
Рождественском Пресвятой Богородицы Храме. Памятник сей
воздвигнут
от усердия почитающих приснопамятного Святителя Христова
Тихона.
1856 год августа 1 дня". Однако в 1870 году эта часовня была
разобрана, а на ее месте был построен небольшой каменный
одно-престольный храм во имя Святителя Христова Тихона.
Роспись
храма велась под наблюдением художника В. А. Бризгалова.
Как упоминает иеромонах Геронтий, в
1865 году
на месте, где некогда находилась келья Святителя Тихона,
была
построена однопрестольная каменная церковь во имя Святителя
Тихона
Задонского. Иконостас в данном храме был сделан из орехового
дерева;
живопись - церковно-византийского направления. Освящение
храма было
совершено преосвященным Серафимом, епископом Воронежским и
Задонским, 12 августа.
Вне монастырской ограды с южной
стороны над
источником была построена каменная часовня. В 1869 году с
разрешения
епархиального начальства она была разобрана по ветхости. С
наступлением же весны 1870 года была начата постройка новой,
более
просторной часовни. Здесь обычно с Преполовения и по 1
октября
находилась вторая чудотворная икона Владимирской Божией
Матери -
образ, уважаемый местными жителями города Задонска. Данная
икона
находилась в серебряной с позолоченным венцом ризе,
изготовленной
усердием неизвестного христианина, получившего от этой иконы
исцеление. Зимой эта икона переносилась в
Вознесенскую церковь и находилась в киоте за левым
клиросом.
В этой же часовне были водосвятия 1
августа,
6 января в пяток Светлой Седьмицы и в день Преполовения -
торжественные, а летом пред нею совершались частные
богослужения по
особенному усердию и вере богомольцев. Уважение к данному
месту
выразилось в желании в 1835 году устроить в данной часовне
престол
для совершения литургии, но исполнить это оказалось
невозможным, от
Святейшего Синода на это разрешения не последовало.
Говоря о внутреннем и внешнем
облике обители
Задонской, можно сказать, что, хотя этот монастырь строился в
течение многих лет, не вдруг, он поражает своей изящной
архитектурой и удивляет стройной гармонией
величественных зданий.
|